Где находится у че


Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че



Продолжение наших попыток посмотреть черноморское побережье. Начало: . Там же куча ссылок на наши предыдущие поездки. А в этом отчете вы найдете достаточно подробное описание дороги, кучу фотографий из семейного альбома и информацию о кемпингах Крыма, в которых мы смогли побывать. Отчет писался по прошествии приличного времени после путешествия и в очень непростой для меня момент. Зато помог отвлечься в обеденные перерывы и забыть на время про холод и сырость за окном.

Цель путешествия — проверить многочисленные утверждения: «На наше побережье после Крыма — никогда!». Потому что знакомство с полуостровом по Интернету, скажу честно, особого впечатления не произвело.

Заранее прошу прощения за качество некоторых фотографий. Дело в том, что в последний день отдыха мы лишились одного фотоаппарата, поэтому недостающие сюжеты пришлось выдергивать из видеоклипов.

После первой поездки (11-22 июля) с нашими мальчиками в Абхазию и на Черноморское побережье Кавказа мы снова в своей родной деревне. Стоит небывалая для наших мест жара, речка Ока сильно обмелела и превратилась в сточную канаву Москвы и Подмосковья. Температура воды поднялась до 28°С, сама вода стала желто-зеленоватой с множеством плавающих комочков разной дряни. Мелкие речки, впадающие в Оку, пересохли полностью. Огород слегка зарос травой, но дом не сгорел, собака, кошка и куры с голода не умерли. Видимость не более 100 метров, за рекой горят торфяники и лес.

На работе срочный заказ, полторы недели пахали, как проклятые, даже в Интернет не лазил. Так и не успел до отъезда скачать таблицу штрафов Украины и найти отзывы о дороге в Евпаторию через Никополь.

И вот наконец день отъезда, 1 августа 2010 года. Дабы поездка не стала напоминать «маршрут выходного дня», попытались максимально ее усложнить. Маршрут получился следующим (показан черным цветом): деревня Гавердово под Рязанью—Липецк—Воронеж—А-144 до Горшечного—А-189 до Белгорода—Нехотеевка—окружная Харькова—Днепропетровск—Никополь—Армянск—Раздольное—Евпатория—Севастополь—Ялта—Малореченское—Феодосия—Керчь (паром)—Криницы—М-4 до Воронежа—Липецк—Гавердово.

Почему через самый загруженный погранпереход в Нехотеевке? Другие варианты маршрутов от Рязани дают крюк от 150 км и больше, а также плохие дороги. И мы решили, что подъедем к переходу ночью, и лучше поспим в очереди несколько лишних часов, чем мучить машину плохой дорогой. Почему паром в Керчи? Да просто лень объезжать Азовское море, да и охота посмотреть, что это такое — ПАРОМ!

Итак, сборы и подготовка. Все, как обычно, замена моторного масла, доливка воды в омыватель, обработка стекол антидождем. С собой куча снаряжения для отдыха: палатка, тент, павильон-кухня, стол, стулья, решетка для барбекю, три надувных матраса, два одеяла, два покрывала, сумка-холодильник с набором посуды из нержавейки. Из продуктов: ящик консервов, суп в пакетах, чай-кофе-сахар, ведро картошки, ведро помидор, огурцы, перец, лук, чеснок. В сумку-холодильник уложены замороженные бутылки с газводой, пакеты сока, колбаса, сыр, сосиски. В общем, с собой все, чтобы полностью автономно и безбедно прожить недельку. Кроме перечисленных вроде бы необходимых вещей есть еще четыре сумки c одеждой: моя маленькая, две побольше — девчонок, и самая большая — Тани.

Машина — , правый руль, кузов RA7 (4WD), 2001 год выпуска, минивен, семь мест. Пробег на момент старта: 83 401 км. Отзыв о машине находится здесь . Вкратце о ней: Купил в 2008 году с японского аукциона с пробегом 42 300 км. За два года эксплуатации ничего кроме расходников не менял. Отрегулировал фары под правостороннее движение и поставил камеру обгона с выводом картинки на экран при включении левого поворотника. Аппетит у машины скромный — кушает от 8 до 9 литров при скоростях 90-110 км/час.

Второй и третий ряд сидений разложены в большое лежбище 21 метр (как раз входит матрас Intex 19999 см), где с комфортом можно спать вдвоем, а с небольшими неудобствами и втроем.

Экипаж: я, отец семейства, Таня — моя жена, и две дочери 22 и 17 лет, Маша и Поля. Рулить умеют все, права у всех, кроме Поли. Знает, куда ехать, только один человек — я.

В навигаторе официальный атлас России от Навител + карты Украины с сайта . Эти два атласа отлично стыкуются, и на примере этой поездки я очередной раз убедился в более высоком качестве «самодельных» карт по сравнению с официальными (да простит меня «Навител»).

Дорога в Крым по четырем федералкам (М-5, М-6, М-4 и М-2)

Планировали выехать в 18:00, получилось на час позже. Федеральная трасса М-5, Москва—Челябинск, за рулем Маша, навстречу сплошной поток машин с московскими номерами, в направлении Челябинска — никого. Заправляемся до полного бака, при попытке Тани снять клип (а моя жена жить не может без фотоаппарата), заправщица орет на всю заправку, что это частная территория и фотографирование запрещено. Для моей жены это удар, она прикована к фотоаппарату, как каторжник к своему ядру, цель поездки — забить 12 ГБт имеющейся памяти под завязку фотографиями и клипами. Потом мне предстоит длительный процесс монтажа клипов в удобоваримый фильм, а ей — выбор 300-400 фотографий из всего огромного количества для печати их в альбом. Доказать ей, что на экране фото смотрятся лучше, у меня не получается, и мы продолжаем приносить стабильный доход фотосалонам.

Едем дальше, поворачиваем на Истье, за руль сажусь я. Тут начинается самый неприятный участок за всю поездку. Ямы, ямы, ямы. Наконец появляются следы свежего ремонта, мы разгоняемся и вскоре выезжаем на трассу Р126, Рязань—Ряжск—Александро-Невский. Опять сажаю Машу, пусть порулит в свое удовольствие пока светло.

Перед Александро-Невским поворачиваем на М-6, потом на Чаплыгин. Решаем остановиться и слегка перекусить, так как поужинать не успели.

После ужина мои девчонки решили попеть, пришлось по несколько раз ставить любимые песни этого лета: «Не кончается Черное море» Тани Булановой, «Рюмка водки» Лепса и «Евпатория» Ляписа-Трубецкого.

В Чаплыгине планировали заменить Машу, но она отказывается идти отдыхать. Проехали Липецк по окружной, начало темнеть.

Как совсем стемнело, у нас чуть не произошло ДТП, перед машиной неожиданно возник мопед без габаритов, в это время нас обгоняло какое-то транспортное средство. Маше пришлось проверить тормоза и покрутить рулем. Все обошлось, но я все равно на нее накричал, что не стала тормозить в пол, а пыталась объехать. Мы буквально в нескольких сантиметрах прошли от мопеда.

За руль уселась Таня. За бортом временами полосы дыма — в Воронежской области, как и в Рязанской, бушуют пожары. Еще неделю назад перекрывали М-4, если верить Интернет-сообщениям. Перед Воронежом настала моя очередь рулить. Проезд через город в 23:00 проблем не составил. Правда, дороги не очень, на три балла. Выехали на трассу А-144. Трасса ночью не загружена, обгоны проблем не представляют. Покрытие на четыре балла. После Горшечного повернули на Р-189. Основную проблему до Белгорода составил проезд Губкина. Там идет масштабное строительство дороги, представляю, какие там днем скапливаются пробки. После Губкина меня опять выгнали спать и разбудили только в Белгороде, дабы я проехал через город. Выезд на М-2, и стало чувствоваться приближение Украины: даже ночью идет продажа полисов ОСАГО и «гринкарт». Я «гринкарту» купил еще в Рязани за 430 рублей на 15 дней, поэтому спокойно проезжал мимо зазывал, гадая, на сколько километров очередь перед переходом. А вот и хвост очереди, навигатор показывает три км до границы. Время три ночи, температура за бортом +23 °С, глушим двигатель и готовимся стоять до утра.

Вся очередь расположена на второй полосе дороги с разделительным ограждением. По первой полосе курсируют два машины ГИБДД со включенными «люстрами». По идее, они должны не пускать особо спешащих и наглых. Но так как ко мне несколько раз подходили с вопросом: «не хотите побыстрее пройти границу?», продажа мест тут организована и действует. Действительно, большая часть машин с первой полосы отправляются ГИБДДешниками в конец очереди, а некоторые успешно проезжают вперед и втискиваются в основной поток.

Вот вид очереди ночью:

Потом стало светать, и я сфотал очередь по направлению к границе:

А вот ее хвост:

К тому времени, как мы подъехали ко входному шлагбауму, стали просыпаться остальные участники экспедиции. А я успел выучить наизусть краткую инструкцию по прохождению границы, скачанную с сайта . Громкое возмущение хорошо выспавшихся членов экипажа, почему мы еще в России? В Казахстан ночью мы попадали за 1 час. Увидев длину хвоста за спиной, решают, что больше через этот переход ни ногой.

Солдатик у шлагбаума раздал нам бланки иммиграционок, чтобы мы не теряли времени даром. Заполняем их с моей помощью (в графе адрес принимающей стороны пишем коротко — Крым), освобождаем паспорта от обложек, и ждем своей очереди. Работают около шести пунктов пропуска. Российский погранконтроль и таможенный досмотр ничем не запомнились. Отметка в компьютере, ленивый осмотр машины, привычные вопросы об оружии и наркотиках. И вот мы на Украине! Паспортный контроль без неожиданностей, после него усатый дядька всем без разбора выписывает талоны со штампом «Червоный коридор». Потом уже ожидаемое предложение, сделанное открыто и громко: «У Вас талон в красный коридор, не хотите пройти досмотр быстрее?». Ну что вы, ребята, я уже пять часов стою, неужели за лишние десять минут я буду вам платить? В награду за такой ответ мне вручают четыре бланка таможенной декларации, естественно на украинском и английском. Уточняю, всем ли надо заполнять? У нас ничего нет, что необходимо письменно декларировать, а младшей дочери еще нет 18 лет. Ответ — всем. Заполняем по образцу в распечатке, Таня один раз переписывает, остальные все заполнили правильно с первого раза. Таможенник даже не смотрит в декларации, сминает их и сует куда-то далеко… Они в одном экземпляре, место их в мусорной корзине, а назначение — вымогание денег. Легкий осмотр машины, опять вопросы про оружие и наркотики — и мы на свободе!

Общие впечатления о прохождении границы РФ—Украина, после того, как прошло время: в принципе можно понять служивых, которые гонят вас в красный коридор. Для них это лишний шанс срубить денег. А вот почему места в очереди продают открыто при помощи ГИБДД, и почему никого не наказывают за предложение за деньги ускорить таможенный досмотр — непонятно. Выводы простые: раз есть очередь, значит это кому-то выгодно.

 Проехав пару километров, останавливаемся на обочине для завтрака.

Время 9:00, холодный персиковый сок, колбаса и сыр — все из сумки термоса. За 14 часов даже не весь лед в бутылках растаял. Ну и помидоры-огурцы. После завтрака Таня идет за руль, я пока штурманю, надо выехать на трассу Р-51, в просторечье — бетонка. Там мне уже можно поспать. Ввожу Таню в курс, что можно превышать на 19 км/час, что надо обращать внимание на подлинность инспекторов ДАИ, и что в любом случае при остановке требовать составить протокол и не платить деньги. Практически сразу ее тормозят. Скорость 86 км/час, инспектор настоящий, утверждает, что мы в населенном пункте. Очевидно, что мы не заметили знак при обгоне колонны фур. Таня просит писать протокол, он ей говорит, что нас надо везти в суд. Проинструктированная мною жена не выдерживает и начинает улыбаться. Это надо же такое придумать, представляю очереди в судах. Инспектор тоже улыбается, отдает документы и желает счастливого пути и больше не нарушать. Это оказалась единственная остановка за всю поездку, как по России, так и по Украине.

С первого раза мы на бетонку не попали, Таня ездит быстро и проскочила поворот. Чуть подальше развернулись через пунктир и успешно повернули на Р-51. Тут я перебрался на лежбище и заснул. Проснулся я от остановки машины. Мы уперлись в пробку, образовавшуюся из-за недавней аварии. Стояла «Скорая» и пожарная машины, несколько машин ДАИ. Место аварии было обнесено оранжевыми конусами, я сначала подумал, что это из-за серьезности аварии (даже пожарной машине нашлась работа), но потом не раз видел подобные конусы и на месте мелких аварий. Почти все машины в пробке были с российскими номерами, в основном — московскими. Потихоньку проехали пробку, разогнались до 80 км/час, больше нельзя, везде ограничение 40, ремонт. Основной поток потом пошел налево, мы же въехали в город Днепропетровск. Еще дома решил прокатиться не по популярному маршруту Днепропетровск—Запорожье—Мелитополь—Джанкой, а через Никополь и Армянск. Навигатор при прокладке этого маршрута до Евпатории дал даже экономию километров. Единственный минус — не успел найти информацию о качестве покрытия данного варианта.

В Днепропетровске я не был уже 24 года. У меня бабушка жила в Кировоградской области, и я на зимних каникулах в далеком 1986 году ездил к ней в гости. В то время машины у меня естественно не было, мы сначала добирались с Рязани до Москвы на электричке, потом на скором поезде до Днепропетровска. В этом городе была традиция: московский скорый прибывал и отправлялся под «Прощание славянки» в исполнении духового оркестра. Поэтому с особым удовольствием проехал через город, через мост над Днепром. Без пробок, без проблем, в Рязани в будний день так не проскочишь.

Остановились возле обменника (курс 252 гривны за 1 000 рублей) и впервые познакомились с украинской валютой. На выезде из города заправились на «Лукойле» (92 бензин по 7,5 гривны, мороженное по 4 гривны, туалет — бесплатно), и с полным баком покатили дальше. Качество дороги после Днепропетровска — на 3 и 4 балла. Откровенных ям нигде не было, но много трещин, заплаток. Особенно опасны вспученные участки, не успеешь притормозить — тряханет прилично. Как я читал, эта зима выдалась на Украине необычайно холодной, и сильные морозы разворотили все дороги. Мы никуда не торопились и берегли машину. Трафик небольшой, населенных пунктов очень мало. Как вымерло все вокруг, степь да степь кругом, бахчи, подсолнухи. Остановились около одного из перекрестков, купили несколько дынь и арбузов, все по 1,5 гривны за кг.

Тут же и смолотили одну из них, после чего докупили еще.

Что запомнилось на оставшемся участке маршрута: Каховское водохранилище и здание ГЭС, рыбные и фруктовые рынки на развязках и в населенных пунктах, продажа винограда в палатках около виноградников, огромные поля лука, много работающих поливочных систем, почти как в Восточном Казахстане. Кстати, на самом полуострове дороги оказались получше, чем на континенте, на твердую четверку. Мы ехали через Раздольное, были участки свежего асфальта.

Где-то в Крыму заправились еще раз, тоже на «Лукойле». Из любопытства предложил оператору карточку «VISA CLASSIC» «ГазЭнергоПромБанка», сработало. К вечеру, к 19:00 по Москве, докатили до Евпатории. Конечная точка на навигаторе была поставлена по приблизительному описанию Cohen с сайта (за что ему огромное спасибо), между озером Майнаки и морем. Где-то там должен был быть пляж «Лазурный берег», на территории которого можно ставить палатки. Нам крупно повезло, что я поставил точку до начала озера, а не на фактическом месте пляжа. Навигатор провел нас через город по мелким улочкам с разбитым асфальтом и остановил около линии уже закрывающихся пляжей. Я попытался выяснить у официанток кафе и таксистов, где здесь пляж  «Лазурный берег» или где можно стать с палаткой. В ответ услышал, что такого пляжа здесь нет, а с палаткой можно встать либо по направлении к Саки, либо значительно западнее Евпатории. И совсем бы мы расстроились под вечер, и поехали бы мы западнее или восточнее, если бы не попалась мне табличка «Кемпинг Лазурный берег — 250 м», совсем рядом с моей машиной.

Пробежался пешком, въезд нашел сразу.

GPS-координаты этого кемпинга: N45.17586 E33.32138.

На входе встретил меня мужчина по имени Эльдар, подтвердил, что у них можно поставить палатку. Показал все: туалеты, душ, умывалки, пляж. Цена: по 20 гривен с человека плюс 10 гривен с машины. Просто вход на пляж — 4 гривны с человека. И я стал выбирать место, где разбивать лагерь. Нашел между несколькими низенькими деревцами-кустарниками с серебристыми листьями и небольшими плодами размером со смородину. Точно такие же растут у нас в Восточном Казахстане, мы их там называли дикими маслинами и осенью пытались есть. Уже в Рязани я их вычислил, лох серебристый, он растет и в Краснодарском крае.

Бегом за машиной, если бы я был побыстрее, то смог бы стать на то место, какое выбрал. А так по приезду застал там «Опель» из Польши, заняли они наше место. Впрочем не наше, а их, потому как они здесь во второй раз. Встали рядышком, тоже под кустарник. Хочется бежать к морю, искупаться, но нет, надо поставить палатку, стемнеет быстро. Стандартные колышки почти не держат в рыхлом песке, приходится заменять их на удлиненные, нарезанные дома на всякий случай из разного металлолома.

Палатка поставлена:

Надуваем матрасы:

И вот теперь можно на пляж, к морю:

Потом ужин остатками колбасы и сыра и крепкий сон под шум волн, он отлично слышен, ведь до моря буквально 40 метров.

3 августа, вторник, первый день в автокемпинге «Лазурный берег»

Утро нас встречает шумом и гамом. Часик мы еще нежимся, слушая типичный шум, сопровождающий разбивку лагеря, потом встаем. Все-таки любопытно, кто твои соседи. На одной маршрутке приехали три компании: молдаване без палатки и с маленькими детьми, две женщины с мужиком и девочкой и молодая беременная девочка вроде бы с мужем. Хотя мы его за все время так и не увидели. Молдаване быстро и деловито поставили что-то подобие торгового павильона и рванули к морю. Женщины долго и шумно ставили палатку, ели, пили и настраивали радиоприемник. Радиоприемник наконец настроился на волну «Рок-Евпатории», и это радио сопровождало нас все дни в «Лазурном берегу». Молодая беременная девочка долго сидела возле сваленных в кучу палатки и вещей, потом их бросила и присоединилась к компании с радиоприемником.

Все было интересно, но надо идти на разведку. Нам был нужен обычный магазин, где можно купить колбаску с хлебушком, да еще что-нибудь молочное на завтрак. Расспрос редких прохожих и работников пляжа дал отрицательный результат: магазинов рядом нет, надо ехать на машине или на автобусе. На автобусе по такой жаре ехать совсем не хотелось, садится за руль своей машины тоже пока не тянуло. Погуляв по окрестностям и убедившись, что магазинов действительно нет, мы купили свежую лепешку в кафе и пошли на завтрак. Горячий кофе, лепешка с паштетом — и мы сыты. После завтрака как следует рассмотрели наше пристанище на ближайшее время! Вот что представляет собой пляж-кемпинг «Лазурный берег» (чую, не попадем мы больше сюда, все места будут заняты после такой рекламы):

Душ:

Умывалка и рядом туалеты:

Скамеечка, где можно обмыть ноги от песка и набрать воды:

Две кафешки на территории пляжа:

Между стоянкой и пляжем расположены небольшие барханы из песка:

Сам пляж (на заднем фоне виден поселок Заозерный, там на мысу по ночам работает маяк):

Свободной территории довольно много.

Дальше утро было посвящено купанию в море, приехали мы в основном покупаться и позагорать. Песчаный пляж, очень пологий берег. Надо идти метров 50, чтобы зайти по шейку. Для маленьких детей это здорово, для нас — не очень. Вода теплая и прозрачная, я взял маску с трубкой, ласты и поплыл подальше от берега. Границы зоны купания нет, спасателей тоже нет, поэтому никто не орет в мегафон, чтобы далеко не заплывали. Для нас это здорово, для утопающих — недостаток. Дно почти мертвое: немного мелких невзрачных рыбок, совсем мало водорослей, и чуть побольше крабиков, прячущихся в мелкие пустые ракушки. Медузы встречались тоже нечасто, не обжигались, неплотные. Одного заплыва с маской мне хватило, чтобы понять, что здесь жизни нет.

В перерыве между купаниями в море попробовали самсу и чебуреки в кафешке. Самса не понравилась, чебуреки съедобные, цена 7 гривен. Это был второй завтрак.

Надеюсь, я дал достаточно подробный обзор кемпинга, чтобы наши читатели могли составить о нем представления, а хозяева предоставили нам в следующий раз скидку :).

На обед мы сварили супчик с пакетов, картошки и консервов. Еле-еле его съели, в жару есть совсем не хочется, приходится себя заставлять. Гораздо лучше идут дыня и арбуз.

После обеда решили все-таки выбраться в город, купить фруктов, мясо на шашлык  и посмотреть местные достопримечательности. Навигатор помог найти рынок, их оказалось сразу три, и пару супермаркетов: «АТБ» и «Фуршет». Нам больше полюбились «АТБ», мы в них отоваривались и в Евпатории, и в Феодосии, и в Керчи. И даже где-то еще по дороге. Надо отметить, что цены на большинство продуктов питания в супермаркете и обычных магазинах и рынках сильно отличаются. Только фрукты на рынках дешевле, все остальное — в супермаркете. Разница может достигать 3 раз — в случае мороженного и воды.

Увидели грустный памятник корове у мясокомбината:

После походов за продуктами поехали в парк отдыха имени Фрунзе. Попозировали со сказочными персонажами.

Покатались на колесе обозрения, увидели сверху море и дошли до набережной. Люди купаются на центральном пляже, нам тоже хочется, но нет с собой купальников и плавок.

Набережная и близлежащие улицы закрыты для проезда автомашин, зато курсируют вот такие вот поезда:

Сделав первую вылазку в город, вернулись к месту стоянки. Все сразу отправились купаться, а мне пришлось мариновать курицу, даже в термосумке она за это время успела оттаять. Потом тоже отправился в море, и не вылезал из него до самого ужина.

Перед ужином решили поставить павильон, который мы между собой называем кухней. Вдохновило нас на эту процедуру полное отсутствие ветра. Все злоключения с этой кухней описаны в предыдущем отчете. Поставили быстро, опыт уже есть и сразу наш лагерь приобрел законченный вид.

Конечно, с этим сооружением гораздо удобнее: освобождается много места в палатке, намного уютнее проходят завтраки, обеды и ужины. Если убрать боковые стенки, то получается просто большой зонтик от солнца. Перетащили все продукты и ужин готовили уже на новом месте.

Потом опять купались до темноты. Особенно приятно, что вечером уходят все отдыхающие и пляж совсем пустой. Можно посидеть в беседке недалеко от воды, послушать, как накатывают волны на песок, увидеть прожектор маяка. Я то думал, что эра маяков ушла безвозвратно с тех пор, как GPS-приемники упали в цене до неприличного уровня. Так ведь нет, маяки до сих пор работают!

4 августа, среда, второй день в автокемпинге «Лазурный берег»

Следующее утро встретило нас ветром с моря. Девчонки были рады, они надеялись на небольшой шторм. Но волна так и не разгулялась, только нанесла водоросли.

В этот день после обеда мы никуда не поехали, решили просто посидеть в теньке, заняться каждый своим делом. Поля, например, каждый день писала письма подружке:

Весь день до нас доносились приглашения на водные аттракционы, и мы решили прокатить девчонок на тарелочке. Заплатив 80 гривен за двоих, они натянули спасательные жилеты и стали ждать моторки очень довольные тем, что командир всей этой развлекухой назвал их русалочками-экстремалочками.

Прокатили их три круга километра по 2-3 и привезли обратно. Им очень все понравилось, но несколько дней после этой прогулки у обоих болела пятая точка, и появились синяки на ногах.

Вечером, как и было запланировано, поехали в город. Сразу скажу, набережную мы не узнали, Евпатория  днем и Евпатория ночью — это два разных города.  Иллюминация, музыка, ряженые, танцы от брейка до вальса, выступление разных групп прямо на набережной, толпы туристов… Нас особенно поразили живые статуи в образах знаменитых персонажей. Полное впечатление, что статуя настоящая, до тех пор, пока она не положит руку тебе на голову. За денежку можно сфотографироваться рядом с ними. К сожалению, наша непутевая Маша-растеряша потеряла в последний день отдыха свой фотоаппарат, а с ним и самые классные фотографии. Но об этом в самом конце отчета. Приведенная ниже фотография была сделана в самом начале прогулки и не является показательной, там были совершенно потрясающие образы. Забавно было смотреть, как бедных, изнывающих от жары девушек и парней в костюмах и раскраске поили через соломинку их друзья-ассистенты. Ведь даже в 9 вечера, под тенью огромных деревьев на набережной было душно и жарко.

Прогуляли до позднего вечера, увидели много всего интересного. Девочкам больше всего понравился танцевальный баттл и выступления рок-музыкантов. Жена была без ума от живых статуй, к каждой подходила и заговаривала. Мне же понравилась сама набережная и атмосфера на ней. Нас там в основном окружали обычные люди среднего достатка из разных стран. Под конец прогулки девчонки прокатились на подобии американских горок, а мы с Таней сфотографировались в костюмах.

Потом еле добрели на натруженных ногах до нашей машины, а оставлять ее приходилось достаточно далеко от набережной, доехали до кемпинга и завалились спать.

5 августа, четверг, третий день в автокемпинге «Лазурный берег»

Ветер усилился, кухня ходит ходуном, пришлось сделать пару дополнительных растяжек к окружающим ее деревьям. Палатка стоит незыблемо. Обычного завтрака не получилось, жарили с утра пораньше шашлык, который должны были съесть еще вчера, если бы не прогуляли так долго. Соседи заинтригованы.

Море превратилось в теплый зеленый суп с водорослями, особенно у берега.

Воздух наполнился особым морским ароматом, не будем называть его приятным, но однозначно полезным. Наши соседи-молдаване успели съездить в дельфинарий и вернулись, полные впечатлений. Наслушавшись их, мы с Таней после обеда решили прокатится и взять билеты на следующий день. Без труда найдя дельфинарий с помощью навигатора, купили билеты уже на сегодняшний вечер. И быстро за девчонками, зная, как долго они будут собираться. Машину не стали завозить в кемпинг, примостили ее кое-как у въезда. Девчонки оделись очень быстро, а вот я подвел. Выезжая, зацепил чем-то за незаметный пенек в песке и при движении стал раздаваться шипящий звук, учащающийся при увеличении скорости и переходящий в пронзительный визг. Пришлось ставить машину у края дороги, поднимать домкратом передок и просить девочек крутить переднее колесо, чтобы я мог найти источник звука.

Дочки так рьяно взялись за дело, что тут же Маша здорово ободрала себе палец. Кровь ручьем, мы даже сначала подумали, что перелом. Слава богу, только содрала кожу, обработали, забинтовали нашего подранка. Этим занималась жена, все-таки врач, а мы с Полей нашли проблему. У нашей машины под днищем проходит труба-стяжка, прикрывающая кардан и топливный бак. Так вот, я ее немного погнул, и приваренный к ней язычок стал задевать кардан. Отсюда и лишние звуки. Выпрямлять трубу на дороге было невозможно, я ее просто открутил за несколько минут, раздевшись до плавок и забравшись под машину. Потом как следует умылся, одел рубашку и шорты и на форсаже к дельфинарию. Прибыли ровно к 19:00, к началу представления, как мы тогда думали. У входа стоит женщина с мальчиком и больше никого. Мы ее спрашиваем: «Вы на семь часов?». Получаем утвердительный ответ, только почему так мало народа, нам говорили, что зал битком. Она нас успокаивает, сейчас все подойдут, так рано очередь не занимают (билеты продаются без мест, кто поздно пришел, рискуют стоять все представление), еще целый час. Вот так мы узнали, что в Крыму время на один час отстает от московского.

Стоять в очереди нам не хотелось, пошли опять гулять по набережной. Пофотографировались в очередной раз, пока светло.

В дельфинарий попали в середине общей массы, сесть смогли где-то в серединке. Зал без кондиционирования, да в общем и без вентиляции. Потому как назвать вентиляцией три открытых двери язык не поворачивается. Народу очень много, на улице — жара под 35°С, хорошо только дельфинам, у них вода 25°С. Но все равно мы остались довольны, классное было представление. Мы до этого были в Москве в зоопарке, там были представления в бассейне, где обычно плавают тюлени. Таня с детьми еще была в московском дельфинарии. Но в Евпатории понравилось больше всего, особенно трюк, когда дельфин выбрасывает тренера на несколько метров вверх, на мостик. Это все было реально с риском для жизни. Сняли очень много кадров, но все на Машин фотоаппарат. После представления, конечно же, не хотелось уезжать, и мы опять гуляли допоздна по вечернему городу, изменяя морю.

6 августа, пятница, отъезд из автокемпинга «Лазурный берег»

Утром мы засобирались в дорогу. Не давало покоя шило в одном интересном месте, хотелось посмотреть весь Крым, а не один его уголок, пусть даже и очень понравившийся.

К тому же море опять было все в водорослях, что не вдохновляло на продолжительные водные процедуры. У нас к этому времени появились еще одни соседи, «VW Sharan», одноклассник моего «Одиссея» с прицепом-кемпером. Номера немецкие, язык и внешность — украинская. Разговорились с ними, они нас уверяли, что мы вернемся обратно. Многие уже так уезжали, но через некоторое время появлялись снова, не найдя ничего лучше. Увы, с нами такой фокус не пройдет, не так много времени осталось на отдых.

У нас был не выполнен еще один пункт программы — тестирование лечебной грязи озера Майнаки, этим мы и занялись после завтрака. Подопытными кроликами были Маша и Поля, я только пошлепал по грязи и сразу полез в озеро купаться.

Хотя известно, что содержание соли в озере во много раз больше, чем в море, я этого особенно не заметил, из воды не выталкивает.

Отмывшись от грязи, покупавшись в море и ополоснувшись в душе, мы выехали с территории пляжа. Не забыв поблагодарить его персонал и пообещав им приехать еще раз. Первоначальный план был найти кемпинг на отрезке Севастополь—Ялта и побыть пару дней там. Далее обязательное посещение Феодосии, переправа в Керчи и завершение отдыха в Криницах. Поиск автокемпинга я целиком доверил своему навигатору, еще в Рязани обнаружив на крымском побережье целую россыпь характерных значков с шалашиком. Какой же я тогда был наивный. Хотя начало поездки ничего плохо не предвещало. Дорога была неплохая, трафик небольшой, часто попадались базарчики вдоль дороги. Мы жались как можно ближе к морю, планируя осмотреть как можно больше кемпингов, хотя и не планировали останавливаться в этом районе. Поэтому  свернули с трассы на Николаевку, веря навигатору, что у моря есть автокемпинг. В точке дислокации кемпинга нашли только небольшой рынок на крутом высоком берегу и пляж под обрывом.

Продавцы на рынке сказали, что кемпинг есть дальше, в Песчаном. Ну что же, это нам по пути. В Песчаном обнаружили сразу три кемпинга, все в сосновом лесу. Первый — «В гостях у хана»(N44.86481 E33.61022), цена — 20 гривен с человека, 20 с машины. Туалет, душ, питьевая вода — все есть. Тени — хоть отбавляй. Недостатки: мы все-таки хотели остановиться уже за Севастополем и до моря было около 200 метров. Кроме того, сам пляж там был очень неустроенный. В итоге поехали дальше, до автокемпинга «Ирида» (вывески не было, но координаты совпали с описанным кем-то кемпингом с таким названием N44.85701 E33.60531 ). Все практически тоже самое, но до пляжа немного ближе и сам пляж намного лучше. Тем, кто хочет жить прямо у моря, предлагаются места в третьем кемпинге, между «Иридой» и морей. Но цены там выше в 2-3 раза.

Перекусив у дороги консервами, купив мороженное в местном магазине, едем дальше. Заезжать в Любимовку мы не планировали, прочитав, что мест для палаток в местном кемпинге нет. А вот посетить Севастополь хотелось, поэтому двинули в город. Что смотреть в городе-герое не знали, каюсь, не успел дома подготовить программу осмотра, поэтому поехали туда, где навигатор показывал нагромождение культурных объектов. Удивили дороги из булыжников, обилие трамваев и плотно забитые обочины, почти как в Москве. В Евпатории проблем с парковкой не было нигде, здесь же еле поставили машину. На нас сразу накинулись зазывалы совершить морскую прогулку. Я, совсем не зная город, хотел согласиться, но жена заупрямилась. Поэтому погуляв по набережной, немного пощелкав фотоаппаратом мы двинулись дальше.

То, что в самой Ялте нет автокемпингов в нашем понимании я уже знал. Но до Ялты на карте навигатора их было рассыпано много. Вот тут и начались наши мучения. Сначала был Форос. То, что там точно есть автокемпинг, я знал точно, читал отчеты. Но на каждом повороте с трассы стояли машины ДАИ и всех, у кого не было паспортов с пропиской или путевок разворачивали обратно. Хотя все вежливо, ДАИшник даже тормознул встречный транспорт, чтобы мы смогли развернуться. Мы не сильно расстроились, ведь впереди еще так много значков с шалашиком. Увы, повернув к очередному кемпингу, проехав по узкой и крутой дорожке с обилием поворотов мы утыкались в шлагбаум. Охранник на въезде сообщал нам, что никакого кемпинга здесь нет. Мы с трудом разворачивались и возвращались на трассу. Владельцы автокемпингов в Крыму, отправляйте свои координаты на тематические сайты, пожалуйста.

Сама трасса была выше всяких похвал, более красивой дороги я пока не видел. Где-то горы живописнее, как например в Восточном Казахстане, но сама дорога гораздо хуже. Где-то дорога получше, но нет такого вида: с одной стороны горы, поросшие лесом; с другой — сосновые посадки. Иногда вдруг открывается изумительный вид на далекое море, или на ущелье с городком. Маша старалась успеть все это запечатлеть, но, как я уже писал, фотоаппарат был потерян или вытащен, остались немногие фотографии, снятые нашим аппаратом.

Просто горы:

Вид со смотровой площадки бухты Ласпи:

Сама смотровая площадка:

Промучившись с поиском кемпингов, подъехали к Ялте.

Уже немного нервничали по поводу заканчивающегося дня, поэтому проехали через город не останавливаясь. Красивый город, даже из окна автомобиля это видно.

После Ялты ничего особо не изменилось: кемпинг в Гурзуфе — отсутствует, кемпинг в Партените — очередной шлагбаум. Нет, может там кемпинги и есть, но о них никто не слышал, а на карте они могли быть показаны очень приблизительно. Совершенно случайно нам попался хорошо знающий окрестности парень и проехал с нами до так называемого кемпинга «Утес». Это оказалась одноименная база отдыха, где за плату можно оставить автомобиль и где-нибудь рядышком на скалах присобачить палатку. До моря крутой и длинный спуск, сервиса в виде туалета, душа и воды — нет.

Потом была попытка попасть в кемпинг «Эврика». По дороге к нему, тоже крутой и извилистой мы встретили группу пеших туристов с огромными рюкзаками, в основном — девушек. Поинтересовались у них, есть ли внизу кемпинг, они ответили, что точно не знают, но очень надеются на это, потому что обратно вверх уже совершенно точно не пойдут. Поехали вниз, опять уперлись в шлагбаум. Охранник на вопрос о кемпинге показал на узенькую неприметную грунтовую дорожку, идущую круто вниз. Я вылез из машины, прошелся по ней и понял, что если вдруг дождь, то я оттуда не выеду. А тучки на небе присутствовали и дожди в этом районе, как говорят, часты и внезапны.

Уже стемнело, когда мы подъехали к Солнечногорскому, там прямо у трассы нашелся автокемпинг. 25 гривен с человека + 15 гривен с автомобиля. Палатку надо ставить на асфальте, все места по окраинам у деревьев заняты. Туалет и душ платные, к ним небольшая очередь. Платно все, о чем мы спрашивали управляющего, жена даже показав пальцем на умывальник спросила: «сколько?». Сразу ностальгия по Евпатории нас посетила. Очень нам не понравилось в этом кемпинге, тем более, что впереди нас ожидало Рыбачье, Приветное и Морское, где точно были стоянки. Но нам повезло, на заправке в Малореченске мы узнали, что немного впереди, сразу за церковью, будет небольшой автокемпинг. Медленно подкрались к нему, чтобы не пропустить указатель, гремя щебенкой спустились с дороги немного вниз, и выбрали себе место между кустов. Там мы и остановились, 25 гривен с человека, все остальное — бесплатно. Уже в темноте, при свете фар поставили палатку, кое-как перекусили и завалились спать.

7 августа, суббота, автокемпинг под Малоречкой

Утречком, пока девочки еще спали, мы с женой съездили в Малореченское за покупками: сырки, йогурты, виноград, персики, хлеб и курица на шашлык. Да, еще я купил бутылочку сухого белого вина «Коктебель». Это была единственная бутылка, купленная в Крыму. Наша семья совершенно непьющая (чему никак не хотят верить ГАИшники), поэтому данная бутылка дожидалась моего дня рождения, когда мы ее наконец открыли.

На обратном пути уговорил жену доехать до автокемпинга «Канака», а заодно по пути глянуть и кемпинг в Рыбачьем. Навигатор показывал расстояние всего ничего, но вся дорога представляла собой серпантин, по которому достаточно часто попадались медленно ползущие автобусы.

Рыбачье проехали без остановок. В таком кемпинге я бы остановился только в крайнем случае, на одну ночь. Сплошной массив палаток и машин на неширокой полоске берега, не понравилось. Нашли поворот на дом отдыха Канака, приятно поразились прямой, как стрела, равнинной дорогой, ведущей к морю. Разузнали насчет кемпинга, за небольшую плату можно поставить палатку и машину прямо на пляже. Туалет, душ, вода — искать самостоятельно. На пляже интересный песок — сероватый, похож на вулканический пепел. Многие дикари варят крабов, видно, здесь их много. Сошлись с женой во мнении, что сюда не хотим и поехали обратно.

К нашему возвращению дочки уже встали и умылись. Вот здесь надо дать подробное описание этому кемпингу, который приютил нас в сложный момент.

Данный кемпинг находится сразу за церковью Святого Николая, GPS-координаты: N44.75851 E34.57048. Стоимость я уже огласил, названия у него пока нет. Данные из визитки, которую я выпросил: (наверное, у них там страничка, сам не нашел). Тел.: 0988932205.

Управляет кемпингом семейная пара Денис и Лидия, да еще и сестра Лидии, у которой двое малышей. У них там все неплохо обустроено, небольшой огород, спутниковое ТВ (аж 4 трансподера на тарелке), несколько кемперов, поставленных на прикол.

Для гостей тоже все на уровне: санкабинки — три штуки со смывным туалетом и нормальным теплым душем с водой из водопада Джур-Джур.

Так же, как и в «Лазурном берегу» совершенно бесплатно можно взять мангал напрокат, столики и кресла и даже дрова для костра. Главный недостаток кемпинга — к морю надо спускаться (а обратно подниматься) по крутой тропинке метров 200.

Само море было изумительное: чистое и полное жизни. Ропаны, крабы и рыбы были везде.

Вход в воду — средние и крупные камни, для маленьких детей не очень удобно, нам же вполне нормально. Отдыхающих очень мало — одна компания на 50 метров в том месте, где купались мы; и намного реже восточнее. Приглядевшись, можно увидеть, что многие загорают нагишом, большие расстояния между группами позволяют это делать. На фотке видно выстроенную стену, скорее всего для защиты берега от размыва. Совсем недавно можно было подъехать на машине прямо на площадку в 20 метрах от берега. На этой площадке (эх, где сейчас Машкин фотоаппарат) видны следы старых стоянок и идет вверх дорога. На данный момент эта дорога во многих местах размыта и перегорожена для въезда. На площадке разбила лагерь семья из Москвы: молодая пара с ребенком. Свой они оставили в автокемпинге, а все снаряжение спустили вниз. Тут много деревьев и не так жарко, как наверху.

С пляжа открывается вот такой вид на запад (трехкратный зум):

Мы отлично покупались, крабов не ловили, ракушки не собирали, так как поленились тащить с собой маску, трубку и ласты. Но вода была спокойной и совершенно прозрачной на несколько метров, и поэтому мы могли наблюдать кипящую на дне жизнь.

Подъем в гору в нормальную погоду проблем бы ни вызвал, но в экстремальную жару потребовал промежуточного отдыха в тени кустов. Ну и, естественно, душ в конце пути.

Потом у нас была культурная программа — посещение Малореченки, на этот раз с девочками, дегустация там инжира (80 гривен за кг), осмотр церкви Святого Николая и музея погибших кораблей.

Вид на церковь (в этот день там крестили ребенка):

Вид со смотровой площадки на Малореченское (трехкратный зум):

После автомобильной прогулки еще раз сходили к морю, накупались и позагорали. Заодно приняли решение ехать дальше, в Феодосию. Наши девчонки хотели насыщенной вечерней жизни, а не спокойного отдыха вдали от шума. Поэтому, пожарив шашлык и попрощавшись с хозяевами, которые пообещали, что кемпинг будет развиваться и получит имя, мы тронулись в путь.

Я отдыхал на переднем сиденье, жена покоряла серпантин по уже немного знакомой дороге, дочки спали. Предварительно, еще в Рязани, были планы заехать в Солнечную Долину, по слухам там есть автокемпинг; и в Лисью бухту, опять же в некоторых отзывах хвалили. Но времени до возвращения домой оставалось все меньше, поэтому — Феодосия.

Сначала был серпантин, потом дорога становилась все проще и проще. Проехали не останавливаясь Судак и Коктебель. И вот она, Феодосия, город Айвазовского, город Грина. Ищем кемпинг, привычно зачеркиваем автокемпинги, подсказанные навигатором, пока не замечаем таблички вдоль дороги с левой стороны. На выезде из Феодосии в сторону Керчи практически на каждой базе отдыха разрешают поставить палатку и пользоваться всей инфрастуктурой. Погуляв по нескольким базам, узнав цены, осмотрев туалеты, душевые, столовые и оценив расстояние до моря мы выбрали молодежный лагерь «Лазурный»(N45.08142 E35.41786), еще не стерлись положительные впечатления от его тезки в Евпатории.

Заплатили денежку, по-моему 90 гривен за четверых и палатку, мы въехали, выбрали место и разбили лагерь.

Дороги от выбранного нами места не слышно, есть тень от деревьев, до пляжа далеко, метров 300-400, зато по равнине. Сторож на мой вопрос о платности пляжа гордо ответил: «У нас все пляжи бесплатные», немного позже мы смогли оценить все минусы такой бесплатности. А пока мы ополоснулись в душе, приготовили и смолотили ужин, и легли спать.

8 августа, воскресенье, молодежный лагерь «Лазурный», между Феодосией и Береговым

На следующее утро после завтрака мы отправились на море, на ближайший к нам пляж «117». На входе написано «Вход на пляж бесплатный, услуги платные». К услугам относятся: туалет — 5 гривен, душ — 5 гривен. Есть VIP зона, по-моему, вход туда 200 гривен.

Пляжик ухоженный, есть навесы и лежаки — платные; волейбольная площадка, кафешки и киоски. Много красивых девушек топлесс, ни на одном пляже столько не видел. На этом же пляже расположен ночной клуб «117», девушкам вход бесплатно, мужчинам за 40 гривен, немало крови нам попил этот клуб.

На пляже песок, в воде есть камни, поросшие водорослями. Вода в первый день была прозрачная-прозрачная. Опять мы купались до одури, по несколько часов не вылезая из воды. После обеда, сваренному по-быстрому в нашем лагере, доплатили еще за один день и посетили еще один пляжик, подальше от города и от нашей стоянки. Море там такое же, VIP-зоны нет, публика попроще, топлесс отсутствует. Но зато есть причал для прогулочных теплоходов, с которого нырять категорически запрещается, но все ныряют. Наши девчонки там оторвались по полной программе, прыгали, пока были силы вскарабкиваться из воды наверх.

Вечером опять душ, ужин, знакомство с появившимися соседями: три машины из Орла и одна из Кургана. Обратили внимание на большую, еле ползущую пробку на въезд в город. Народ возвращался с загородных пляжей.

Поставили навигатору установку вести нас до ближайшего рынка — и вперед! Добрались без проблем по почти пустым улицам, наверное весь город уехал купаться. Первым делом закупили фрукты: арбузы, дыни, виноград и персики. Потом поменяли деньги, далее нашли интернет-салон. Он тоже почти пустой, и в нем нам даже разрешили пофотографироваться.

Я посмотрел расписание парома в Керчи, цены и текущие очереди. Все без неожиданностей, нас ждет от 12 до 18 часов ожидания на паром за 400 гривен. Мои девчонки залезли в «Контакт», выгонять их пришлось силой. После интернет-салона мы добрались на машине до какого-то парка, максимально близкого к морю, перешли пешком через железную дорогу и побрели по направлению к порту, ориентируясь на башни кранов.

Нас обогнал какой-то пассажирский поезд, прибывающий на конечную станцию — Феодосию. Рядом с привокзальной площадью мы нашли небольшой парк аттракционов, фонтан, построенный в честь Айвазовского и порт, вплотную примыкающий к аттракционам.

Нагулявшись по парку, обратно пошли по длиннющему торговому ряду, где торгуют сувенирами. Это наша последняя возможность купить сувениры из Крыма. По дороге обнаружили картинную галерею, впрочем, уже закрытую. Зато, простояв в очереди, сфотографировались у памятника Айвазовскому.

После утомительнейшей прогулки по торговым рядам, ну вы понимаете, три женщины в поисках подарков, кое-как доплелись до машины. Обратный путь был омрачен аварией на железнодорожном переезде, поезд врезался в машину. Стояли «скорая» и пожарные машины, подробностей не видели, медленно проезжали это место в пробке, было уже темно. Въехали в лагерь и сразу спать, поесть успели в процессе прогулки.

В середине ночи мы с Таней проснулись от тупых назойливых звуков, стучащих прямо по расслабленному мозгу. Как оказалось, это начал свою работу уже упомянутый клуб «117». В прошлую ночь мы слишком крепко спали, но теперь он возвращал должок. Все другие звуки, кроме низших частот глушились деревьями и расстоянием, и нам доставались только «бум-бум», но хватало и этого. Свернутые наспех беруши из ваты не помогали совершенно. Я заснул только под утро, Таня не сомкнула глаз совсем. К тому же появились мелкие комарики, которые тоже вносили свой вклад в наш отдых.

Утром семья из Кургана с хмурыми лицами и красными глазами собралась и уехала. Мы же решили в обед прокатиться в город, найти Интернет-салон, навести справки по парому в Керчи. Ну и с городом познакомиться, не все же время в море плескаться.

9 августа, понедельник, отъезд

Несмотря на усталость после прогулок по Феодосии, ночью опять плохо спали. Решили, пора уезжать, лучше это сделать под вечер, так как в очереди на паром ночью явно будет комфортнее, чем днем при 40-градусной жаре.

Утром мы с Таней опять прогулялись за завтраком, заглянули к соседям — гостиницу «Запорожскую сечь».  Территория обустраивается, скоро здесь будет шикарно. Вот только близость клуба не всем понравится.

С утра на пляж, надо накупаться в море. А оно сегодня стало совсем другим, опять подул ветер, нагнал водорослей. Опять мы бултыхаемся в уже привычном зеленом супе.

Мои девчонки решили поиграть немного в волейбол. Хватило их на пару сетов, потом снова полезли в море.

Зашли на территорию еще одного пляжа — «SunRise» — здесь совершенно бесплатно можно сполоснуть ноги при выходе с пляжа! На «117-том» это платная услуга.

Рядышком обнаружили коня и дельфина, сколоченных из брусочков дерева, очень мастерски сделано.

Вот и настал час отъезда из Феодосии, немного грустно, что покидаем Крым, но времени до конца отпуска остается все меньше и меньше. Ранний ужин, душ, разборка лагеря, фото на память.

Потом полупустая дорога, Маша за рулем, курс на Керчь. 100 км пролетели незаметно, в Керчи безуспешно попытались найти обменник, нам немного не хватало гривен для оплаты переправы, но все было закрыто. Вместо обменника опять посетили любимый супермаркет «АТБ», где потратили немногие оставшиеся украинские деньги. Теперь надежда только на обменный пункт на переправе.

От города до переправы достаточно близко, очень изредка проскакивают встречные машины. Вот и конец очереди, возле железнодорожного переезда. Время 20:00, к нам тут же подошел мужичок, предложил пройти процедуру побыстрее. Послали его подальше, достали такие люди. Я считаю, что если ты хочешь потреблять материальные и духовные ценности, созданные обществом, то должен что-то отдавать взамен: растить хлеб, пасти коров, делать стулья, писать стихи… А за то, что большинству честных людей ты увеличиваешь время стояния в очереди, нужно давать срок.

Первым делом, пока совсем не село солнце, сфотографировались в его закатных лучах.

Потом я пошел считать машины, мы были где-то сто сороковыми. На паром грузится почти 30 легковушек. Но еще есть автобусы, которые идут без очереди и грузовики, которые занимают несколько мест. Зная расписание паромов, приходим к грустному выводу, что уплывем только в обед следующего дня. Настроение неважное, но девчонки мои не унывают и совершают набег на лесополосу, трофеи — пакет с алычой. Я же, еще раз просчитав наличность, домениваю рубли на гривны, кстати, на переправе оказался самый выгодный курс за все путешествие — 257 гривен за 1 000 рублей. Кстати, по приезду домой, протряхнув все карманы, нашли где-то 150 гривен.

И началось самое длинное ожидание. Пока было светло, очередь хоть как-то иногда двигалась. Как стемнело, стали продвигаться буквально по чуть-чуть. Мои дамы уже вовсю спали на резиновом матрасе, накачанном и разложенном сзади, а я с фонариком пошел выяснять причину медленного продвижения.

Пользуясь темнотой, местные Остапы Бендеры торговали местами в очереди. Для этого две машины (с местными номерами) оставляют между собой промежуток. В этот промежуток и заезжают автомобили, владельцы которых заплатили денежки за ускоренное продвижение. Таких «окон» я насчитал три штуки, в одно из них заехали по очереди аж пять машин. Шофер из машины, держащей окно, на мой вопрос, почему он не проезжает дальше ответил, что ждет друзей. Сколько их будет и с какими номерами — не мое собачье дело. Сразу за этой машиной стояла девушка на «Ниве» с подмосковными номерами. Она сама была возмущена до слез, но ничего не могла поделать и сразу согласилась в случае необходимости быть свидетелем. Я переписал номера местных «бизнесменов» и номера влезших вне очереди машин и пошел к диспетчеру переправы.

Вот номера машин, продающих места в очереди:

  • AK7530AP;
  • AK8600AA.

А вот, кого они успели запихать в очередь:

  • B797XH93;
  • A329KB199;
  • UA01 727-77KP;
  • E323EB05;
  • O279KB30.

Может, кто себя узнает?

Диспетчер отказался принимать участие в наших спорах, пришлось вернуться назад не солоно хлебавши. Честно говоря, думал о том, кому можно позвонить в данной ситуации, или, как вариант, можно ли взбаламутить сонный народ в очереди. Ничего этого не понадобилось, торговцы из всех «окон» улетучились.

10 августа, вторник, в очереди на паром

Очередь стала продвигаться живее, и к утру я уже видел из окна машины въезд на пункт пропуска.

Система работает следующим образом. Как диспетчеру попадет ввожа под хвост, так он идет, считает машины и выдает посадочные талоны. Без этих талонов билеты купить нельзя. Потом надо бегом бежать в кассу, становиться в очередь и покупать билеты (требуются все паспорта и документы на машину). Если билет купить не успели, а ворота уже открыли, то те, кто был сзади вас и подсуетился заранее занять очередь, объезжают вашу машину. Те счастливчики, которые получили посадочный талон и оплатили переправу въезжают на пункт пропуска в предвкушении скорого попадания в Россию.

Таня попросилась сфотографироваться у карты Крыма, теперь уже родной и знакомой.

Мы въехали за шлагбаум в 8:30 утра, запустили только восемь машин, паром должен был отойти в 9:20, дополнительный рейс. Кстати, дополнительных рейсов было несколько, расписание оказалось весьма условным. Как погранцы набивали паром, он отходил.

Минут двадцать мы маялись без всякого внимания сотрудников пункта пропуска, наш паром уже стоял пустой у причала. Потом вышло несколько человек, к нам подошел усатый гарный хлопец, с шутками и прибаутками дал нам для заполнения талон. Потом бегло оглядел машину, спросил про количество спиртного, но нигде не стал рыться. Забирая заполненный талон и документы, он произнес убивший меня вопрос: «А нам ничего не будет?». На мое возмущение пояснил: «Вы у меня первая машина, мне без денег никак нельзя». После нашего отказа очень обиделся и, забрав все документы, удалился.

Еще нигде у меня не забирали так надолго документы. Обычно просмотр паспортов и регистрационного свидетельства происходил на наших глазах. Тут же мы ждали 40 минут, и не только мы, а все заехавшие с нами экипажи. Сотрудники пункта пропуска ходили из здания в здание, курили на улице, звонили по мобильному телефону, не обращая на нас никакого внимания. В это время пришел второй паром, с него ринулась занимать очередь толпа людей. Мы уж решили, что теперь точно не до нас, но, наконец, принесли и раздали всем их документы. Потом точно также забрали паспорта на паспортный контроль, предварительно оглядев всех в машине. И опять ожидание, правда недолгое, минут 15. Потом еще немного проехали и постояли прямо перед паромом, пока суперкарго не начал командовать загрузкой. Очень аккуратно въехал на паром и примостил машину там, где мне указали. На всяк случай вывернул колеса, поставил автомат в положение «P» и нажал стояночный тормоз (у моего «Одиссея» он ножной).

Паром старенький, потрепанный. Но, тем не менее, есть помещение с деревянными скамейками и кондиционером. Правда, все пассажиры старались все-таки находится на палубе, чтобы наблюдать за плаванием. Попытки фотографироваться сразу пресекались, но нам потихоньку удалось заснять небольшой клип на Машин фотоаппарат, который потом был потерян.

Простояли мы еще не меньше получаса, так как на пароме еще было куча места для автомобилей. Я до сих пор не понимаю, почему на пункт пропуска запустили только восемь авто, может, оставляли места для блатных, может специально тормозят погрузку на паром. Второй паром все это время стоял рядом пустой, а я вспоминал огромную очередь перед пунктом пропуска…

Наконец мы отплыли.

Я в момент отплытия был в машине, давил педаль тормоза, боясь, что резкие толчки сдвинут машину. Ведь рядом практически вплотную со всех сторон стояли другие автомобили. Но море было спокойным, ход парома плавным и мы добрались до российского берега без происшествий.

Выгрузка, мои пассажиры пошли проходить границу отдельно от меня. Я проскочил быстро, минут за 10. Поверхностный осмотр, удивленное изучение единственной бутылки вина, которую я вывозил из Украины, и я свободен. А вот своих девчонок  я ждал еще минут 20.

Итого, встали в очередь мы в 20:00, въехали на пункт пропуска в 8:30, плыли через пролив 18 минут, выехали на свободу в 12:30. Навстречу на жаре под солнцем томились пара сотен автомобилей. Как же все-таки в наших странах любят измываться над людьми. Вот Медведеву с Януковичем постоять бы в такой очереди, наверное, сразу бы дело сдвинулось с места, нашли бы, как ускорить прохождение границы.

Но мы опять на воле, ни от кого не зависим, летим по косе, справа и слева — море. Потом оно спряталось за холмами, и только изредка выглядывало. Мои девчонки снова уснули в приятной прохладе салона автомобиля. За бортом же было +38 °С, выйдя купить дыньку сразу ощутил жару в полной мере. Расспросив цены на придорожном рынке, понял, что надо было затариться фруктами на Украине. Все было ощутимо дороже: персики от 80 рублей, виноград — 100 рублей, арбузы — 12 рублей, дыня — 35 рублей. Дыньку купил, с остальным решил повременить, может в Криницах будет дешевле.

Анапу объехали стороной, через станицы, а вот Новороссийск не объедешь никак. Многие дороги в городе продавлены большегрузами, пробки, светофоры. На выезде заправились на «Лукойле», там же поели мороженного и поменялись с женой. Она выспалась и рвалась за руль. Проехав Михайловский перевал, остановились у дольменов, прошлый раз не успели там сфотографироваться.

Через 15 минут мы уже были в Криницах, этот поселок стал для нас практически родным, пятый раз приезжаем. Знаем уже весь обслуживающий персонал, продавщиц в магазинах, многих студентов, с которыми довелось поиграть в волейбол.

Въехали, выбрали место, разбили лагерь.

Кухню ставить не стали, просто натянули тент, нам тут недолго отдыхать.

«Легкий» ужин купленной по дороге курицей, и мы бежим купаться на море, а оттуда сразу на волейбольную площадку. Мне поиграть не пришлось, сидел на травке, клевал носом после бессонной ночи. А вот девчонки были бодры и красивы. После игры они пытались потащить меня еще и на дискотеку, но получили отпор, и мы всем составом отправились спать. Ночь была чудесной, тихой и теплой, а надувной матрас удивительно удобным.

11 августа, среда, автокемпинг «Сармат», Криницы

Отлично выспавшись, умывшись и позавтракав мы отметили первое утро фотографией на фоне уже знакомого автобуса «07» региона. Мы постоянно совпадаем с ними на отдыхе. Обычно они приезжают большой компанией, и мы с удовольствием «ходим в гости» посмотреть на национальные танцы. Но в этот раз женская половина испугалась жары, и приехали одни мужчины. Ну а без девушек какие танцы.

Пока наши девчонки спали, мы с Таней прогулялись в сам поселок Криницы купить курицу для шашлыка и прочие мелочи. Девчонки к нашему приходу уже проснулись и поели, поэтому сразу на пляж.

Дул ветерок с моря, нагоняя небольшие волны и хороня мою надежду понырять и пособирать ракушки со дна. Вода была мутная, но без водорослей и мусора. Все-таки наша семья не зря любит гальку. На галечных пляжах вода почти не цветет, ногам полезно ходить по камням, а также можно построить вот такие сооружения.

Накупавшись и пообедав, мы разделились. Дочки занялись прихорашиванием, сегодня вечером их ждала очередная игра в волейбол с молодыми людьми, а потом и дискотека.

А мы с Таней пошли прогуляться по базе отдыха «Геленджик», посидеть там у фонтана в тени.

Тут мы познакомились с семьей из Белгорода, которая приехала по нашей наводке. Они нас узнали по фоткам в предыдущих моих отчетах и подошли поболтать. В основном говорили о Крыме, до которого им рукой подать. Мы поделились с ними положительными впечатлениями от нашей поездки.

Потом снова море, потом легкий ужин и волейбол.

Приходилось подходить пораньше, чтобы поиграть. В августе очень много желающих, до четырех команд, и много приходится сидеть на травке, проиграв очередную партию сильной команде.

Поэтому уходим тоже пораньше, в самый разгар игры, и идем жарить шашлык — наш основной ужин. Девчонки фотографируются у входа в «скворечники» — маленькие фанерные домики на 2-3 человека под брезентовым навесом, в которых живут приехавшие без палаток на большом автобусе.

Ну а потом — дискотека. До 21:00 танцуют самые маленькие и их бабушки под соответствующий репертуар. После 21:00 подходит молодежь, и все становится интереснее. Таня пытается не отставать, правда где-нибудь в сторонке.

Танцы прерываются огненным шоу, которое заканчивается воспламенением дежурной бутылки с бензином. Ее долго катают по танцполу, безуспешно пытаясь потушить. В общем, «спички детям не игрушки!».

В 22:00 дискотека заканчивается, по лагерю объявляют отбой. Народ расходится кто куда: самые заводные идут в дискоклуб «Криница» на нашем пляже (вход 200 рублей); часть слушают и поют караоке на набережной (50 рублей за песню); а остальные — спать (бесплатно). Мы с Таней выбрали караоке, наши девчонки — дискоклуб.

12 августа, четверг, автокемпинг «Сармат», Криницы

Ночь прошла без происшествий, опять было тихо и тепло, мы выспались отлично. С утра Маша начала настраивать нас на отъезд. До этого мы собирались уехать в субботу вечером, когда дорога на север будет максимально пустой. И мне на работу только в понедельник. Но Маша почему-то решила отмечать свой день рождения в субботу и просилась домой. Так что начался наш последний полный день на Черном море.

Опять замариновали шашлык на ужин и отправились на пляж. Ветер утих, море успокоилось и прояснилось. Даже на основном пляже я видел три кефали и много бычков. Уговорил Полю прогуляться вдоль берега, чтобы понырять за ракушками. Опять в 2-3 километрах виднелся какой-то белый корабль с надувными горками по бортам, и вдоль берега стояли сторожевые катера. Очередной «слуга народа» старался от этого самого народа быть как можно дальше. Мы с Полей нанырялись до посинения, но набрали с полсотни хороших ропанов. У нас всего один полный комплект для дайвинга, поэтому ныряли по очереди. Во время заплыва Поли я видел группу дельфинов, они проплыли с ней совсем рядом, в 20-30 метрах, но она их даже не заметила. Доча так увлеклась, что почти протаранила прогулочный катер, стоящий на якоре. С этого катера погружались аквалангисты, корма у него больше похожа на вход в бассейн.

Все, программа-минимум выполнена. По приходу получили от Тани нагоняй за долгое отсутствие, нас не было четыре часа!

Вечером последняя прогулка на волейбольную площадку, прощальный шашлык и дискотека. Студенты КСХИ напоследок порадовали исполнением танца и песни о родной Кубани, а потом и спели хором «Спокойной ночи, малыши». Маша все это увлеченно снимала на свой фотоаппарат, у меня уже был черновой сценарий фильма об этой поездке, который мы монтируем длинной тоскливой зимой, и мне были нужны такие эпизоды. По окончании дискотеки продолжили вечер на набережной, около караоке. Через часик засобирались домой, надо выспаться, мне следующую ночь спать почти не придется. Потихоньку уже начали поздравлять Машу, через час уже 13 августа, ее день рождения. Но по приходу в палатку от хорошего настроения ничего не осталось, Маша не может найти свой фотоаппарат. Взяли фонари, добежали до набережной, надеясь, что фотоаппарат выпал по дороге из ее сумки. Ничего не нашли. На набережной уже собирали аппаратуру, спросили у ребят насчет фотоаппарата. Никто ничего не видел. Маша вся в слезах, и фотоаппарат жалко, мы его подарили на день рождения заранее, чтобы она могла поснимать в поездке. И снимки жалко, там были самые лучшие кадры нашего путешествия. Утро вечера мудреней, легли спать.

13 августа, пятница, отъезд в Рязань

Я перед сном поставил будильник на 5 утра, утром пробежался по пляжу, когда еще только рассветало, но ничего не нашел. Чуть позже, после завтрака, после первого утреннего сообщения по студенческому лагерю к нам пришла идея. Узнав, где находится радиобудка, мы попросили диктора сделать несколько раз наше объявление: «Вчера вечером был утерян фотоаппарат «Canon», прошу вернуть за вознаграждение 3 000 рублей». Была надежда, что даже если фотик Маша не потеряла, а его вытащили из сумки, то нам его вернут. Вряд ли его удастся продать за такие деньги, без зарядки, без паспорта, без гарантии.

Весь день провели как на иголках, но напрасно, звонка нам не было. Пытались веселить Машу, как могли. Иногда она забывала про потерю, и на ее лице появлялась улыбка.

В обед заглянули в кафе «Алые паруса», в котором в прошлом году нас так хорошо накормили на дорожку. В кафе сделали ребрендинг, пианино исчезло, но очень симпатичная девушка-официант уже не работает.

Перед самым отъездом заглянули в студенческий лагерь, в радиобудку. Отменили свое объявление, ведь даже если кто придет, мы будем уже далеко.

Сбор палатки, водные процедуры, и в 16:00 мы выехали на север, навстречу плотному потоку отдыхающих, жаждущих поскорее попасть на море.

Это была самая долгая поездка: пробки, пробки, пробки. На каждом перекрестке непонятные заторы, несколько аварий, один наезд на пешехода со смертельным исходом. Рядом со станицей Динской плановая остановка на ужин с закупкой арбузов. В Рязани очень тяжело купить свежие арбузы, обычно нам привозят лежалые не менее 2-3 недель, которые не смогли продать в Москве. Поэтому закупили 120 кг по 4 рубля, а также взяли винограда и яблок на длинную ночь.

Во время ужина жена сфотографировала закат солнца, закончивший наш последний день на юге. Грустно...

После привычной пробки в Цукеровой Балке (ну когда же уберут эту дрянь, в Европе между государствами такого нет, что у нас между областями) движение в нашу сторону нормализовалось. Дорога длинная и скучная, единственное разнообразие — проезд моста через Дон в Батайске. А перегон до Воронежа — все однообразно, тем более ночью. После Воронежа уже достал 20 рублей, дабы оплатить кусочек платной дороги, но пункт оплаты закрыли. На окружную Липецка попали рано утром, потом пришлось остановиться под Ряжском, закупить Маше продукты ко дню рождения.

И вот моя деревня, вот мой дом родной.

Наш щенок еще подрос, и был страшно рад нас видеть. Его хвост вращался как пропеллер у Карлсона. И несмотря на свой небольшой размер, он умудрялся допрыгнуть до лица, чтобы облизать нас в порыве восторга.

Весь сад усыпан яблоками, такого урожая за все 25 лет, что я живу здесь, не было.

Все, очередное лето 2010 закончено. Я иду спать, жена — на свой любимый огород, а все мои дети едут на речку купаться и планировать, как отметить 22-летие Маши.

Сухие цифры: статистика с навигатора на участке Криницы—Гавердово:

  • расстояние 1 377 км;
  • максимальная скорость 128 км/час;
  • средняя скорость 75 км/час;
  • время движения 18 часов 20 минут;
  • время остановок 1 час 17 минут;
  • средняя скорость общая (с учетом остановок) 70 км/час.

На одометре 87 113 км, общий пробег составил 3 712 км. Расход бензина не считал, на таких коротких кусочках точно его не определишь, сделаю это в следующем году, когда поеду в Восточный Казахстан. Самые неприятные впечатления — потеря фотоаппарата, прохождение границы и очередь на паром. Самые приятные — отдых в Евпатории и короткое пребывание в Малореченском. Самая классная дорога — участок М-4 от Каменска-Шахтинска до Джубги. Самая красивая дорога — Севастополь—Ялта. Наихудшее покрытие — Днепропетровск—Никополь—Армянск.

К машине никаких нареканий, чистокровная девятилетняя «японка» вела себя образцово. Переваривала любой бензин, прыгала по любым дорогам, терпела перегруз, когда мы везли с моря арбузы, красивые камни, кучу шмоток и себя любимых. Очередной раз Одиссей полностью оправдал свое название, это действительно машина для путешествий, на городских улицах ему тесно.

Поеду ли я в Крым еще раз? Наверняка поеду. Может быть попозже, во второй половине августа, когда поменьше станут очереди на границе и утихнет жара. Поеду ли я на российское побережье? Опять же да, отсутствие границ — большое преимущество. Да и привыкли мы к Криницам, для нас они как второй дачный поселок, сюда можно приехать на несколько дней, когда уж совсем одолел внутренний голос — зов путешествий. А может найдем еще какой-нибудь кемпинг, не хуже по бытовым условиям «Лазурного берега» в Евпатории.Лукойле

 


Источник: http://travel.drom.ru/15603/


Где находится у че фото


Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че

Где находится у че

Далее: