Playboi Carti: святая простота

Playboi Carti: святая простота

Мода на минималистичный трэп стала одним из главных трендов современного хип-хопа. Волна, зародившаяся в недрах «SoundCloud», достигла такой силы, что в последние годы буквально подчинила себе индустрию. Скептики часто сравнивают популярность этого жанра с мыльным пузырём. Они полагают, что чем больше она раздувается, плодя бесчисленных копий, тем скорее лопнет. Пока что, однако, ожидания скептиков не оправдываются, и минималистичный трэп продолжает свое триумфальное шествие.

Среди фигур, ответственных за популярность направления, стоит выделить, конечно, Playboi Carti. Как и многие другие рэперы, он начинал свой путь на том же «SoundCloud» среди множества жаждущих славы артистов. Карти удалось привлечь внимание публики хитовыми треками «Broke Boi» и «Fetti», за которыми последовал массив слитого сырого материала. Рэпер выделялся своей харизмой и способностью выдавать невероятно цепкие хуки. Однако в тот период Карти не хватало чётко продуманного индивидуального стиля. Зачастую он не выходил за рамки типичного для жанра звучания, пытаясь угрожающим голосом повествовать о своём превосходстве над конкурентами. В такой ситуации на дебютный релиз не возлагались большие надежды. Карти к тому времени уже продемонстрировал свою способность создавать прилипчивые хиты, но не было никакой уверенности, что он сумеет держать планку и на полноформатном проекте.

Микстейп с нехитрым названием «Playboi Carti» вышел весной прошлого года и убедительно показал, насколько большой потенциал сокрыт в артисте. Карти не пошел по привычному для многих пути и не стал низводить микстейп до функции обрамления для пары бэнгеров. «Magnolia» и «wokeuplikethis*», конечно, стали настоящими хитами, но и остальные треки не терялись на их фоне. Карти удалось создать полотно, объединённое общим звучанием и настроением. Нет смысла лишний раз упоминать, насколько плодотворным для рэпера оказалось сотрудничество с продюсером Pi’erre Bourne, без которого результат вряд ли оказался бы настолько впечатляющим. Важнее отметить другое. Во время работы над микстейпом Карти удалось наконец нащупать собственный стиль. Релиз стал настоящим манифестом минималистичного трэпа, активно набиравшего тогда популярность. Для этого альбома характерно лёгкое, воздушное звучание вкупе с упрощёнными до безобразия текстами и отказ от любых попыток создавать серьёзный сторителлинг. Треки Карти звучали практически на любых летних вечеринках, а сам артист быстро попал в списки самых любопытных новичков.

В такой обстановке ожидание дебютного альбома рэпера было даже более волнительным, чем в случае с микстейпом. На релизе 2017 года Карти совершил настоящее чудо, заставив максимально безалаберную на первый взгляд музыку бить точно в цель и завораживать слушателя. Но кто знает, насколько долго это продлится? Тем более, многие упрекали Карти в однообразии, и потому вдвойне интересно, пустится ли артист в эксперименты или останется в уже однажды освоенных рамках.

Если кто-то полагал, что на «Die Lit» Карти решит уйти от привычного звучания и начнёт искать себя в чем-то новом, то он сильно заблуждался. Пока критики и слушатели разглагольствовали о том, насколько пресыщены они вездесущим минималистичным трепом, артист убедительно показал, что жанр ещё слишком рано списывать со счетов. Как оказалось, Карти и не думал сворачивать с пути, намеченного первым микстейпом. Тексты по-прежнему незамысловаты и прилипчивы, а инструменталы звучат свежо и изящно. Именно за счёт минимализма Карти создаёт звуковое пространство, освобождённое от всего лишнего.

Если на микстейпе почти не было приглашенных артистов, то «Die Lit» несёт в себе целую россыпь звёзд первой величины. Самое главное, что все гости органично смотрятся на этом празднике имени Карти, не выпадая из общего настроения. Даже брутальный стиль Skepta оказывается приручен игривым звучанием рэпера и совершенно не выглядит чужеродным элементом. При этом никто из приглашенных артистов не пытается перетянуть одеяло на себя: мы ни на минуту не забываем, кто хозяин на этой вечеринке.

Смело можно сказать, что Playboi Carti – настоящий феномен современной индустрии, но в чём же всё-таки секрет его успеха? Начнём с того, что при всей кажущейся безалаберности своего творчества Карти сейчас один из самых серьезных артистов в жанре. Его музыка проста, но кто сказал, что делать простые вещи легко? Рэпер максимально ответственно подходит к выбору инструменталов, благодаря чему его альбом звучит не как сборная солянка из треков, но как по-настоящему единое произведение. Множеству современных рэперов не хватает обыкновенной собранности при подготовке релизов, из-за чего их альбомы буквально «рассыпаются» на части при прослушивании, не образуя единого целого. На «Die Lit» Карти предстаёт перед нами настоящим перфекционистом, оттачивающим композиции до совершенства. Вместо того, чтобы после выпуска дебютного микстейпа растрачиваться на гостевые куплеты и выпускать сырой материал, Карти предпочёл сосредоточиться на работе над новым проектом. Такого меньше всего ожидаешь от любителя простейших рифм и невнятного бормотания в микрофон, но именно в этом парадоксе и состоит секрет Карти. Пока публика воспринимала минималистичный трэп как несёрьезный жанр, эдакий фастфуд от мира хип-хопа, рэпер продолжал оттачивать свой стиль, понимая, что умение обращаться с инструментом зачастую важнее, чем сам инструмент.

Впрочем, значимость Карти этим не ограничивается. Пожалуй, главная его заслуга – и одновременно секрет успеха – состоит в том, что он откровенно признаётся: ему нечего сказать своим слушателям. Карти не стремится походить на многочисленных новоявленных звёзд, пытающихся дать слушателю пищу для размышлений и поразить его глубиной мысли. Это хорошо заметно на тех треках с «Die Lit», где рэперу ассистируют другие артисты. Пока Skepta или Chief Keef ведут повествование в довольно привычном для жанра стиле, Карти по-детски кружится вокруг, повторяя нехитрые фразы. По сути, совсем не важно, о чём именно он читает. Карти повторяет незамысловатые строчки про «сук» и «бланты» (моё примечание: этакое доведения до абсурда, потому и в кавычках) настолько часто, что они теряют уже всякий смысл. Не так важно, поёт ли он вместе с Young Thug оду автомату АК-47 или с Bryson Tiller говорит о влюблённости, многократно произнесённые строчки оказываются лишь ритмичными импульсами, создающими общее настроение трека. С таким же успехом он мог бы бормотать фразы о садоводстве или покупке продуктов. Форма тут важнее содержания, и в этом нет ничего предосудительного.

«Die Lit» —  по-настоящему радикальное в своей простоте высказывание для современного хип-хопа. В то время как жанр все больше и больше становится площадкой для острых политических и социальных высказываний (вспомним гигантов вроде Kendrick Lamar и J. Cole), Карти смело выпускает материал, совершенно ничего не пытающийся сообщить слушателю. Мы не в курсе, волнует ли рэпера положение чернокожих в США или избрание Дональда Трампа президентом, но зато знаем, что он способен выдать кропотливо проработанный и качественный релиз. Карти в очередной раз показывает, что простота может быть изящной, а творчество совершенно не обязано нести в себе глубокомысленные идеи. Главное в искусстве — это эмоциональный отклик слушателя, и в этом смысле Карти попадает точно в цель. Своим новым альбомом рэпер убедительно доказывает высоколобым скептикам, насколько опрометчиво было считать его несерьезным артистом-однодневкой. Теперь Карти имеет все шансы стать настоящей звездой первой величины, и можно с уверенностью сказать, что этот успех заслужен.

Leave A Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *